Основные положения. Статья 1. Лесное законодательство Украины. Лесные отношения в Украине регулируются этим Кодексом, Законом Украины об охране окружающей природной среды, другими актами законодательства Украины. Земельные, водные и горные отношения, а также отношения относительно охраны, использования и воссоздания растительного и животного мира в части, не урегулированной этим Кодексом, регулируются соответствующим законодательством Украины.
Статья 2. Задачи Лесного кодекса Украины. Задачами Лесного кодекса Украины являются регулирование правовых отношений с целью обеспечения повышения производительности, охраны и воссоздания лесов, усиление их полезных свойств, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основании их научно обоснованного рационального использования.
Статья 3. Понятие о лесе. Функции и значение лесов Украины. Лес - это совокупность земли, растительности, в которой доминируют деревья и кустарники, животных, микроорганизмов и иных природных компонентов, которые в своем развитии биологически взаимосвязаны, влияют друг на друга и на окружающую среду. Леса Украины являются ее национальным богатством и по своему назначению и месторасположению выполняют преимущественно экологические (водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные), эстетические, воспитательные и иные функции, имеют ограниченное эксплуатационное значение и подлежат государственному учету и охране.
Статья 4. Лесной фонд Украины. Все леса на территории Украины составляют ее лесной фонд. К лесному фонду принадлежат также земельные участки, не покрытые лесной растительностью, но предоставленные для нужд лесного хозяйства. К лесному фонду не относятся: все виды зеленых насаждений в пределах населенных пунктов, не отнесенные к категории лесов; отдельные деревья и группы деревьев, кустарники на сельскохозяйственных угодьях, усадьбах, приусадебных, дачных и садовых участках. Вопросы создания, охраны и использования насаждений, не относящихся к лесному фонду, регулируются иными актами законодательства. Статья 5. Земли лесного фонда Украины Земли лесного фонда делятся на: а) лесные: покрытые лесной (древесной и кустарниковой) растительностью; не покрытые лесной растительностью, подлежащие облесению (вырубки, гари, редины, пустыри и др.), занятые лесными дорогами, просеками, противопожарными разрывами; б) нелесные: занятые сооружениями, которые связаны с ведением лесного хозяйства, трассами линий электропередач, продуктопроводов и подземными коммуникациями и т. п.; занятые сельскохозяйственными угодьями (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища, предоставленые для нужд лесного хозяйства); занятые болотами и водоемами в границах земельных участков лесного фонда, предоставленных для нужд лесного хозяйства. Отнесение земельных участков к составу земель лесного фонда, определение их границ осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
Статья 6. Собственность на леса. Все леса в Украине являются собственностью государства. От имени государства лесами распоряжается Верховная Рада Украины. Верховная Рада Украины делегирует свои полномочия относительно распоряжения лесами соответствующим Советам народных депутатов, которые определены этим Кодексом и другими актами законодательства. Советы народных депутатов в пределах своей компетенции предоставляют земельные участки лесного фонда в постоянное пользование или изымают их в порядке, определенном Земельным и этим кодексами. Предоставление земельных участков лесного фонда во временное пользование осуществляется без их изъятия у постоянных пользователей в порядке, определенном этим Кодексом.
Статья 7. Лесные ресурсы. Лесными ресурсами являются древесина, техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты леса, используемые для удовлетворения потребностей населения и нужд производства. Лесные ресурсы по своему значению подразделяются на лесные ресурсы государственного и местного значения. К лесным ресурсам государственного значения относятся древесина от рубок главного пользования и живица. К лесным ресурсам местного значения относятся лесные ресурсы, не отнесенные к ресурсам государственного значения.
Статья 8. Полезные свойства лесов. Полезными свойствами лесов являются их способность уменьшать воздействие негативных природных явлений,защищать почву от эрозии, регулировать сток воды, предотвращать загрязнение окружающей природной среды и очищать ее, содействовать оздоровлению населения и его эстетическому воспитанию.
Статья 9. Пользование земельными участками лесного фонда. Пользование земельными участками лесного фонда может быть постоянным или временным. В постоянное пользование земельные участки лесного фонда предоставляются специализированным лесохозяйственным предприятиям, другим предприятиям, учреждениям, организациям, в которых созданы специализированные подразделения (далее - постоянные лесопользователи), для ведения лесного хозяйства, а также для специального использования лесных ресурсов, потребностей охотничьего хозяйства, культурнооздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ в порядке, предусмотренном этим Кодексом. В постоянное пользование для этой же цели отдельные земельные участки лесного фонда площадью до пяти гектаров, если они входят в состав угодий крестьянских (фермерских) хозяйств, могут также предоставляться гражданам со специальной подготовкой. Право постоянного пользования земельными участками лесного фонда удостоверяется государственным актом на право постоянного пользования землей. Во временное пользование по согласованию с постоянными лесопользователями земельные участки лесного фонда могут предоставляться предприятиям, учреждениям, организациям, объединениям граждан, религиозным организациям, гражданам Украины, иностранным юридическим лицам и гражданам (далее - временные лесопользователи) для специального использования лесных ресурсов, потребностей охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ. Временное пользование земельными участками лесного фонда может быть: краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до двадцати пяти лет. Право временного пользования земельными участками лесного фонда оформляется договором. Форма договора на право временного пользования земельными участками лесного фонда, в том числе на условиях аренды, и порядок его регистрации устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 10. Аренда земельных участков лесного фонда. Во временное пользование земельные участки лесного фонда могут предоставляться на условиях аренды. Условия аренды определяются по согласию сторон в договоре. Арендатор имеет подавляющее право на возобновление договора аренды земельных участков лесного фонда после окончания срока его действия.
Статья 11. Компетенция Верховной Рады Украины в области регулирования лесных отношений. К веданию Верховной Рады Украины в области регулирования лесных отношений принадлежит: 1) законодательное регулирование лесных отношений; 2) распоряжение лесным фондом; 3) определение основных направлений государственной политики в области охраны, защиты, использования и воссоздания лесов; 4) определение полномочий деятельности Советов народных депутатов и органов государственной исполнительной власти относительно организации охраны, защиты, использования и воссоздания лесов; 5) разрешение других вопросов в области регулирования лесных отношений.
Статья 12. Компетенция Верховной Рады Республики Крым в области регулирования лесных отношений. К веданию Верховной Рады Республики Крым в области регулирования лесных отношений на ее территории принадлежит: 1) распоряжение лесным фондом в соответствии с этим Кодексом и другими актами законодательства; 2) разработка и совершенствование лесного законодательства Республики Крым; 3) осуществление контроля за охраной, защитой, использованием и воссозданием лесов; 4) предоставление земельных участков лесного фонда за пределами населенных пунктов в постоянное пользование и прекращение права пользования ими; 5) предоставление земельных участков лесного фонда за пределами населенных пунктов во временное пользование для проведения научноисследовательских работ и прекращения права пользования ими; 6) предоставление земельных участков лесного фонда во временное пользование для потребностей охотничьего хозяйства и прекращения права пользования ими; 7) разрешение других вопросов в области регулирования лесных отношений в пределах своей компетенции. Законодательные акты Республики Крым в области регулирования лесных отношений не должны противоречить лесному законодательству Украины.
Статья 13. Компетенция областных Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений. К веданию областных Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений на их территории принадлежит: 1) предоставление земельных участков лесного фонда за пределами населенных пунктов в постоянное пользование и прекращение права пользования ими; 2) разработка и организация выполнения областных программ развития лесного хозяйства и использования лесных ресурсов; 3) осуществление контроля за охраной, защитой, использованием и воссозданием лесов; 4) отнесение лесов к категориям защищенности в случаях, предусмотренных частью второй статьи 40 этого Кодекса; 5) разделение лесов по разрядам такс в порядке, установленном законодательством; 6) обеспечение осуществления мер относительно охраны и защиты лесов, ликвидации лесных пожаров, а также запрещение посещения лесов населением, въезда в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности в порядке, предусмотренном законодательством; 7) организация благоустройства земельных участков лесного фонда и культурно-бытового обслуживания отдыхающих в лесах зеленых зон и других лесах, которые используются для этих целей, а также запрещение в случае потребности использования отдельных лесных ресурсов; 8) предоставление земельных участков лесного фонда за пределами населенных пунктов во временное пользование для заготовки древесины путем рубок главного пользования и живицы, проведение научноисследовательских работ и прекращение права пользования ими; 9) предоставление земельных участков лесного фонда во временное пользование для потребностей охотничьего хозяйства и прекращения права пользования ими; 10) разрешение других вопросов в области регулирования лесных отношений в пределах своей компетенции.
Статья 14. Компетенция районных Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений. К веданию районных Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений на соответствующей территории принадлежит: 1) осуществление контроля за охраной, защитой, использованием и воссозданием лесов; 2) обеспечение осуществления мер относительно охраны и защиты лесов, ликвидации лесных пожаров, а также запрещение посещения лесов населением, въезда в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности в порядке, предусмотренном законодательством; 3) организация благоустройства земельных участков лесного фонда и культурно-бытового обслуживания отдыхающих в лесах зеленых зон и других лесах, которые используются для этих целей; 4) предоставление земельных участков лесного фонда за пределами населенных пунктов во временное пользование для культурнооздоровительного, рекреационных, спортивных и туристических целей и прекращения права пользования ими; 5) разрешение других вопросов в области регулирования лесных отношений в пределах своей компетенции.
Статья 15. Компетенция городских Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений. К веданию городских Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений на их территории принадлежит: 1) предоставление земельных участков лесного фонда в постоянное пользование и прекращение права пользования ими; 2) предоставление земельных участков лесного фонда во временное пользование для специального использования лесных ресурсов, культурнооздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведение научно-исследовательских работ и прекращение права пользования ими; 3) осуществление контроля за охраной, защитой, использованием и воссозданием лесов; 4) обеспечение осуществления мер относительно охраны и защиты лесов, ликвидации лесных пожаров, привлечения для их тушения противопожарной техники, а также запрещение посещения лесов населением и въезда в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности в порядке, предусмотренном законодательством; 5) организация благоустройства земельных участков лесного фонда и культурно-бытового обслуживания отдыхающих в лесах зеленых зон и других лесах, которые используются для этих целей; 6) разрешение других вопросов в области регулирования лесных отношений в пределах своей компетенции.
Статья 16. Компетенция поселковых и сельских Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений. К веданию поселковых и сельских Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений на их территории принадлежит: 1) предоставление земельных участков лесного фонда в постоянное пользование в пределах поселков и сел и прекращения права пользования ими; 2) предоставления в пределах поселков и сел земельных участков лесного фонда во временное пользование для специального использования лесных ресурсов, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ, а также за их пределами для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществление побочных лесных пользований и прекращение права пользования этими участками; 3) осуществление мер относительно охраны и защиты лесов, ликвидации лесных пожаров, привлечения для их тушения противопожарной техники, а также запрещение посещения лесов населением и въезда в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности в порядке, предусмотренном законодательными актами. 4) организация благоустройства земельных участков лесного фонда и культурно-бытового обслуживания отдыхающих в лесах зеленых зон и других лесах, которые используются для этих целей; 5) разрешение других вопросов в области регулирования лесных отношений в пределах своей компетенции.
Статья 17. Участие граждан и их объединений, общественных комитетов и советов самоуправления в осуществлении мер относительно охраны, защиты, использования и воссоздания лесов. Граждане и их объединения, общественные комитеты и советы самоуправления имеют право в установленном порядке участвовать в рассмотрении Советами народных депутатов вопросов, связанных с использованием лесного фонда, а также содействовать Советам народных депутатов и специально уполномоченным органам государственной исполнительной власти в осуществлении мер относительно охраны, защиты, использования и воссоздания лесов.